Идейный анализ американского сериала "Однажды", 2013г. Часть 3.

Тема статьи: 
Культура

Однажды. 3 сезон.

Добрый день, дорогие друзья! Мы продолжаем идейный анализ американского сериала «Однажды в сказке», и проведём разбор третьего сезона 2013 года выпуска. Посмотрим как дополняются и развиваются уже рассмотренные нами моменты.

1) Отцы и дети.

Мы задавались вопросом — как могут в сериале одновременно сосуществовать стремление к семейным ценностям и нападки на родительский авторитет, подкреплённые большим количеством убийств родителей детьми. В третьем сезоне ситуация не меняется.
В фильме говорится о прощении детьми, бросивших их родителей. О желании обзавестись собственным домом и семьёй. О том, что родитель ставит ребёнка на первое место и готов ради него совершать подвиги.
Думаю, что авторы сериала уже нарисовали свой идеал семьи. В котором, с одной стороны люди, связаны любовью и заботой, предельно честны, хотя иногда допустима ложь во спасение.
С другой стороны порицается малейший намёк на принуждение ребёнка к чему-либо, на контроль со стороны родителя, навязывание своего мнения. Это выставляется чуть ли не главным грехом.
Внушения происходят по двум направлениям:
1) Через гипертрофированные образы родителей-тиранов, которые не дают ребёнку свободы и воли. Те из них, которые не признали вины - погибают, как Кора и Питер Пен. Те, которые раскаиваются и исправляются, получают прощение.
2) Через образы родителей, отказавшихся от своих детей (Белоснежка и принц, Эмма, Румпельштильцхен, Кора, Бейлфар, Питер Пен) и нашедших их спустя много лет, когда самое главное — упущено. Они боятся ответственности, ничего не соображают в воспитании, пытаются найти общий язык с ребёнком, всё время его разочаровывают.
То есть американский кинематограф, через подобные фильмы внушает миру нечто. Свои семейные идеалы: «Я родителей могу любить, мне с ними хорошо, но у меня на всё своё мнение, а попробуют что-то навязать — будет плохо.»
Понятно, что показанные отношения хороши, когда ребёнок взрослый — с ним и разговаривать нужно на равных и своё мнение не навязывать. С маленьким ребёнком всё обстоит несколько иначе. Его личность ещё только формируется, происходит воспитательный процесс, в котором авторитет родителя играет самую существенную роль. Ребенок должен знать, что в жизни есть место не только хочу, но и надо, что есть усилие над собой, держание себя в рамках норм, следование правилам, умение разрешать конфликты и т. д. На этом этапе происходит передача от взрослого к ребенку опыта, традиции и культуры, как залог крепкого государства и вклад в будущее своей страны. Еще очень важный и критический возраст — это подростковый, в котором наиболее важно, чтобы мнение родственников играло важную роль, а всё заложенное в ребёнке воспитание уберегло его от ошибок.
В фильме мы постоянно наблюдаем факты бьющие по родительскому авторитету.
Стоит Эмме чуть-чуть на сына надавить, как он взламывает замок в её машине, чтобы уехать в другой город.
Взрослые, чтобы развлечь ребёнка толкают его на противозаконные действия. Крюк учит Генри жульничать играя в кости. Белоснежка и Девид для того, чтобы Генри было с ними также интересно как с капитаном пиратов, противозаконно сажают его за руль автомобиля и чуть не врезаются в машину. Но мама-мер всё уладит.
Не взрослые воспитывают ребёнка, а он (Генри) объясняет им как быть героями, верящими, и добрыми, но они его постепенно портят.
Ещё один показательный пример — отношения Бель с отцом. Он очень не хотел, чтобы дочь связывала судьбу с человеком, который убил свою первую жену и служанку. И в чем-то я его понимаю... Бель настояла на своём выборе, сказав, что мнение родителя ничего не значит. Отец её понял и повел к алтарю. Бель простила его за то, что он хотел оградить её от чудовища, которое так и не стало прекрасным принцем, а продолжает быть чудовищем. Вину признаёт только родитель.
Нападение на родительский авторитет прослеживается и в истории с феями. В нашем мире феи — это монахини. Их храм, иерархия, разговоры об искуплении, кресты — это атрибуты католичества. Мать настоятельница — Голубая фея запрещала Динь-Динь помогать Регине. Но фея сделала по-своему и была изгнана за непослушание. Затем Голубая фея показана в униженном положении (на неё напала тень Пена), бессильной что-то изменить, а Динь-Динь всех спасла, уничтожив тень. Голубая фея признала, свою ошибку.
Вместе с «мягкими» способами трансляции своих идеалов, авторы прибегают к сюжетам, которые я считаю абсолютно не приемлемыми в кино, в том виде, в каком они поданы.
Конечно речь идёт об убийствах детьми родителей, причём преступника все прощают, он счастливо живёт, отпустив прошлое, приняв самого себя. В кино и литературе вообще не принято показывать убийство ребёнком родителя — эта тема в христианском мире табуированна. В языческой мифологии — да, - сплошь и рядом, война отцов с детьми, а в христианском отцеубийца должен быть самым скверным человеком.
Мы живём не в сказке, во все эпохи, во всех странах мира присутствовали борьба за власть, наследство, дворцовые интриги, преступления. Они находили отражение и в литературе и в кинематографе, но вместе с осуждением убийцы и его наказанием. Потому, что есть некоторые рамки, за которые нельзя выходить ни в коем случае. Всё-таки кино и литература не только отражают реалии жизни, но и задают какой-то моральный вектор, показывают что приемлемо, а что нет.
Например, в Шекспировской пьесе призрак отца просит Гамлета отомстить за его убийство отчиму, но при этом говорит:

«Однако, как бы ни сложилась месть,
Не оскверняй души и умышленьем
Не посягай на мать. На то ей Бог
И совести глубокие уколы.»

…. и позже сам Гамлет говорит:

«Но это мать родная – и рукам
Я воли даже в ярости не дам».

Почему же американский кинематограф прорвало и в сериале не просто показано убийство детьми родителей, а в количестве, зашкаливающим разумные пределы?
Итак, в трёх сезонах мы насчитываем:
4 случая убийства детьми родителей (Регина — отца, братья Франкенштейны — отца, Красная Шапочка — мать, Румпельштильцхен - отца),
2 покушения на родителей (Регина на мать, Джемини на обоих родителей),
3 покушения на близких людей (Питер Пен на правнука Генри, Питер Пен на внука Бейлфара, Бастинда - на сестру Регину),
5 убийств спутника жизни (Румпельштильцхен — жену, Красная Шапочка — жениха, Регина — мужа и любовника Грэма, Белоснежка — мужа)
и 1 убийство лучшего друга (Питер Пен — лучшего друга Феликса).
Итого 10 убийств и 5 покушений на близких людей.
В каких ситуациях могут быть близкородственные убийства в кино?
Когда хотят показать ужасы войны, например родственник становится предателем и переходит на сторону врага: «Я тебя породил, я тебя и убью» (Тарас Бульба (Николай Гоголь)), или ужасы гражданской войны, когда брат идёт на брата.
Либо пресловутая борьба за власть или наследство — в детективных историях.
Давайте посмотрим во имя чего столько близкородственных убийств совершается в сериале «Однажды».
Причина 1. Потому, что родители что-то запрещают своему ребёнку. Или для того, чтобы получить свободу выбора.
1) Братья Франкенштейны — отца.
2) Покушение Джемини на своих родителей.
3) Регина своего мужа.
Все эти персонажи прощены, переведены в ранг положительных, а некоторым присвоен статус Героя-защитника.
Причина 2. Из-за того, что близкий человек разрывает отношения.
1) Регина убила любовника Грэма, решившего от неё уйти.
2) Румпельштильцхен жену, сбежавшую от него с капитаном Крюком.
Тоже все прощены, любимы, хорошо устроены в жизни, дружат с пострадавшими от их злодеяния.
Причина 3. Оккультные соображения.
1) Регина убила отца не потому, что он был плохим или тираном, а потому, что ей нужно было сердце самого любимого человека использовать в заклинании по наложению проклятья.
2) Питер Пен вырвал сердце лучшему другу Феликсу, чтобы наложить второе проклятье тьмы.
3) Белоснежка убила своего мужа Девида — чтобы принести его сердце в жертву для наложения третьего проклятья тьмы.
4) Регина покушалась на жизнь своей матери Коры, потому, что любит её, а любить кого-то — это значит быть слабым. Для победы над своей слабостью она решила избавиться от объекта любви.
5) Питеру Пену нужно было сердце правнука чтобы продлить свою молодость на века.
6) Бастинда сначала попыталась убить сестру из зависти, потом собирала сердца, мозги и младенцев, чтобы с помощью колдовского обряда вернуться в прошлое и сделать так, чтобы её сестра не родилась.
7) Красная Шапочка убила жениха, будучи превращённой в волка-оборотня.
Из всех, наверное, только Питер Пен, никем прощён не был, и сын Румпельштильцхен его убил, чтобы тот не угрожал городу.
То есть описываются убийства — как жертвоприношения, или как попытка доказать себе, что ты достаточно бессердечен, чтобы уничтожить в своей душе любовь и добро вместе с самым близким человеком. Потому, что любовь и добро — это слабость.
Похожий сюжет мы видим в седьмом эпизоде «Звёздных войн», вышедшем совсем недавно.
Внук Дарта Вейдера — сын Соло и Леи фанатеет по тёмной стороне и хочет уничтожить в своей душе добро. Для этого он убивает отца.
Таким образом, подобная новоизобретённая тема звучит уже не в каком-то нераскрученном сериале, а в блокбастере. А мы знаем, что Lucasfilm был продан компании Walt Disney.
Уши фотографа уже видны на фотографии. И я предчувствую, что такой сюжет теперь будет встречаться всё чаще. Началось с относительно безобидного диснеевского «Родители не дают мне свободы, я хочу убежать», а переходит в то, что: «Если родитель тиран — убить и получить свободу, если родитель хороший — убить и получить свободу от добра, которое есть слабость.»
Если рассматривать это не абстрактно, а в реалиях нашей жизни, то нужно упомянуть, что недавно у нас в Госдуме были приняты два законопроекта, согласно которым шлепок ребёнка по мягкому месту может быть основанием для привлечения родителя к уголовной ответственности, без права примирения сторон. Хоть я и не сторонник физических наказаний детей, но понимаю, что подобные ювенальные законопроекты полностью связывают родителям руки в плане воспитания детей и полностью развязывают детям. Рано или поздно дети поймут преимущество своих прав над правами родителей, а с учётом пропаганды Голливуда, подрывающей родительский авторитет, молодое поколение, «освобожденное» от власти родителей будут вести, соответственно те самые идеологи, которые этот авторитет подрывают, и, конечно же, не в интересах нашего государства.

2) Содомиты наступают.

Ещё одна тема, тесно связанная с семейной — это появление в третьем сезоне намёков на нетрадиционную сексуальную ориентацию. Пока что это слабо заметно, слегка, как бы пробы, чтобы посмотреть проглотит ли общественность.
1) Трогательная история о сердцах трёх, а именно, Аврора, Мулан и Филипп подходит к завершению. И мы понимаем, что объектом любви для Мулан был вовсе не Филипп, как это казалось во втором сезоне, а Аврора. Но побеждает традиционная любовь. Аврора и Филипп ждут ребёнка, Мулан приходится отступить.
2) У Регины при усыновлении маленького Генри были конкуренты — это семья, которой агенство обещало отдать мальчика. Этой семьёй оказались два мужика. Я понимаю, что по сценарию это два брата, которым нужен был не столько младенец, сколько его сердце, чтобы использовать в колдовских обрядах.
Но с точки зрения агенства? Мальчик-младенец передаётся двум взрослым мужикам называющим себя семьёй! Это прививается западному обществу как норма.
Можно покопаться и найти выпущенные за последнее время детские мультфильмы, в которых звучат намёки на гомосексуализм.
(Например «Аватар, легенда о Корре»).
И сценарий тот же: сильная женщина, непревзойденный войн света, питает трогательные чувства к другой женщине.
В общем детскую аудиторию обрабатывают — «освобождают» и «раскрепощают».

3) Добро и зло.

Мы установили, что первый сезон похож на традиционные сказки — там добро есть добро, зло есть зло и добро всегда побеждает. Во втором сезоне стираются границы между добром и злом. Добро рождает зло, и в некоторых случаях от него не отличается, а зло переходит на сторону добра.
В третьем сезоне герои и злодеи объединяются для достижения общих целей и приходят к выводу, что все способности нужны, а методы зла порою эффективнее всего.
1) Например во время нападения русалок в Нетландии герои смогли выловить только одну, а злодейка одним взмахом руки распугала всех.
2) Румпельштильцхен говорил, что единственный способ спасти внука — это снова стать тёмным — зло во имя добра.
3) Эмма обучается у Регины владеть темной магией и эти уроки дают такой результат, что она всех спасает.
4) Герои идут на компромисс с совестью, позволяя Регине вырвать сердце мальчика, чтобы связаться с Генри.
5) Регина говорила Румпелю, что Белоснежка и принц — только обуза в путешествии (по большому счёту так оно и было) и для результата ей нужен тёмный.
6) Гномы радовались, что Белоснежки нет в Сторибруке, так как с её появлением городу начинает угрожать опасность.
7) Голубая фея практически бессильна и позволяет дважды использовать неприемлемую для нее ранее тёмную магию, чтобы спасти город.
8) Регина спасает сына потому, что ни капли не раскаивается в своих злодеяниях.
9) Без Румпеля вообще никто не обходится и все к нему бегают по поводу и без повода.
Примеров более могущественного зла много. Хотя, и добро тоже одерживает победы. Регина преобразилась из ужасной злодейки в новую светлую спасительницу. Но она оставляет за собой право переменно пользоваться методами то добра, то зла. Чёрная магия часто используется в благих целях. Таким образом мы наблюдаем еще большую инверсию добра и зла.

Сейчас можно сделать вывод, что фильм представляет из себя салат в котором намешано всё на свете, и порой вещи абсолютно не совместимые (как соль и сахар). Человек с добрыми жизненными установками найдёт в фильме что-то для себя полезное. Например, как побороть свой страх, встретившись с ним лицом к лицу, или как принять себя, своё несовершенство. Как проявлять храбрость и силу духа, поддерживать в себе веру в свои силы или в добро.
Но, так как, одновременно с этим, зло представлено привлекательным, безнаказанным и могущественным, то люди, идентифицирующие себя с злодеями тоже извлекут из просмотра что-то полезное для себя. Примут свою злую животную природу и поставят её себе в услужение. Фильм призывает к всеобщей толерантности между героями и злодеями, но при этом увеличивает планку допустимого. Например, за отцеубийство и другие преступления никто не ответил, и все простили самих себя.
Давайте эту тему разовьём в других анализах, ведь впереди ещё как минимум два сезона, так что до новых встреч друзья.